Новости и события

03.09.2019
Источник: УкрОборонПром

А. Абромавичус: "В экспорте оружия мы ставим амбициозную цель – вырасти в 5 раз к 2025 г." (Часть 1)

А. Абромавичус: "В экспорте оружия мы ставим амбициозную цель – вырасти в 5 раз к 2025 г." (Часть 1)
Інтерв’ю Айвараса Абромавичуса на посаді голови Наглядової Ради Концерну від 20 серпня 2019 року виданню “Цензор.нет”.

В начале июня Президент Владимир Зеленский назначил Айвараса Абромавичуса членом наблюдательного совета госконцерна "Укроборонпром". А в ходе первого заседания обновленного состава 10 июля было принято решение об избрании Абромавичуса главой набсовета. Он сразу же анонсировал проведение широкомасштабного аудита и серьезную смену кадров, вплоть до топ-менеджмента. В первом интервью на посту главы набсовета УОП Абромавичус поделился амбициозными планами и своим видением стратегии развития оборонно-промышленного комплекса Украины.

– Кто получит в свои руки политическую ответственность за "Укроборонпром", каков объем ваших полномочий?

– Общее руководство и политический контур реформ в "Укроборонпроме" буду обеспечивать я. Поэтому будет один центр для принятия кадровых решений, разработки стратегии, контроля.

– Есть ли стратегия реформы "Укроборонпрома"?

– Главная цель остается – своевременно поставлять качественное вооружение ВСУ. Одновременно надо наращивать экспорт и менять УОП на современную компанию. Я смотрю на трансформацию других государственных предприятий, в том числе, которую инициировал я сам, будучи министром экономики, и каждый раз вижу, что трансформация в этих компаниях возможна только после того, как происходит замена руководящего персонала.

Во-первых, генерального директора "Укроборонпрома" Павла Букина нужно менять, потому что он недостаточно эффективный. И, как практика показывает, связан какими-то старыми обязанностями. Потерян контроль над предприятиям, отсутствует кооперация среди них, очень низкая продуктивность, огромная проблема с долгами, плохое взаимодействие с остальными важными стейкхолдерами, полное отсутствие новых, прорывных проектов. Нужно двигаться вперед и дать людям надежду, что компания "Укроборонпром" может управляться другими методами.

Во-вторых, как и в каждой успешной государственной компании, возьмем "Укрпочту", легче всего трансформация происходит, когда в качестве топ-менеджеров привлекаются профессиональные люди, не связанные с отраслью. Сам себя из болота может вытащить только барон Мюнхгаузен. Нужен взгляд извне.

В-третьих, необходимо определить приоритеты – как в любом правильном бизнесе на самое перспективное направление ты должен кидать самые лучшие свои ресурсы: человеческие, временные и материальные. У нас есть хороший потенциал в бронетанковом дивизионе и на "Зоре", но для "Укроборонпрома", на данном этапе, по моему мнению, самыми перспективными являются авиастроение и ракетостроение.

В-четвертых, необходимо провести аудит и корпоратизацию госпредприятий оборонной промышленности для того, чтобы появилась юридическая возможность создавать совместные предприятия, привлекать частных инвесторов. Государство не сможет профинансировать сектор ВПК в достаточном объеме, поэтому фокусироваться надо на привлечении партнеров на проекты из частного сектора, как отечественного, так и зарубежного. Обязательно должна быть проведена полная инвентаризация имущества с последующим избавлением от того, что является обузой и поглощает средства на содержание.

В-пятых, сохранение научных кадров инженеров-конструкторов и технологов, привлечение молодежи для обучения. Теряем лучших людей. Уходят в Boeing (через дорогу от Антонова в Киеве), кто-то уехал в Россию, многие просто находят лучше условия в частном секторе. Наша цель – сделать из УОП привлекательного работодателя.

В-шестых, нацеленность на выпуск конечной продукции, конкурентоспособной на внешних рынках, усиление экспорта.

В-седьмых, развитие выпуска гражданской продукции на оборонных предприятиях для обеспечения полной загрузки.


– Кто станет генеральным директором и какая команда будет работать в "Укроборонпроме"?

– Из длинного списка претендентов рекрутеры отобрали шорт-лист из 7 кандидатов, трое из которых готовы работать в новой команде. Имен этих людей называть не буду, они проходят спецпроверку после собеседования в Офисе Президента, но это команда профессионалов, с большими достижениями. Новая команда – это группа известных топ-менеджеров с разносторонним опытом в машиностроении, авиации, финансах, управлении персоналом. Все участвовали в успешных трансформациях нереформированных структур – в частном бизнесе, или Прозорро, МЭРТ, УГВ. Эти руководители отбирались по принципу, чтобы у них не было конфликта интересов, чтобы не было бизнеса в секторе обороны и безопасности, чтобы не были задействованы родственники в этом секторе. Они должны быть лояльны к трансформации компании, быть специалистами своего дела.

На дивизионы ищем только экспертов этой сферы – ракетостроение, авиастроение, бронетанковое направление. Все прошли полиграф, на проверку сотрудничества со спецслужбами других стран, чтобы эти люди не работали на третьих лиц и не заходили под влиянием промышленно-финансовых групп. Такая команда агентов изменений, которая в сложнейший момент для этого предприятия готова зайти и поработать. Президенту мы говорим, что к концу его первого срока президентства эта компания будет выглядеть совсем иначе – современная, мощная, и финансово и производственно, и имиджево. При этом мы просим каждый год делать серьезное ревью – идем ли мы в правильном направлении. Что касается кадровой политики – я считаю, что внутри "Укроборонпрома" есть достаточное количество достойных людей, специалистов в своей отрасли. Поэтому никто не собирается менять технологов на финансистов. В компании не хватает менеджерских компетенций, финансовых компетенций. У нас нет подписанных совместных договоров (СП), не используется экспортный потенциал, очень много финансовых вопросов, когда платежи опаздывают внутри компании и в расчетах с Министерством обороны, и это тоже можно было бы решить более современными финансовыми подходами. Должна быть улучшена функция коммуникации с государственными органами. У нас цель сделать "Укроборонпром" и его ведущие предприятия привлекательным работодателем. Когда задерживаются зарплаты, когда несовременные условия работы, регулярное падение заказов – это очень сильно влияет на психологию и на людей, не приходит молодежь, нет мотивации.

– Где брать ресурсы для модернизации и развития? Живых предприятий в "Укроборонпроме" – не больше 20, а на балансе сотня.

– Иностранные инвесторы и совместные предприятия. Бюджетные деньги точно не будут выделяться для развития "Укроборонпрома". Работать будут те, кто сохранил компетенции и технологии. Компании внутри "Укроборонпрома" еще не проаудитированы, и на внешних рынках поднимать деньги на мощные проекты через финансовые инструменты, еврооблигациии можно, только когда идешь и договариваешься с иностранными партнерами, у кого есть деньги и потенциальные рынки сбыта. Государственный оборонный заказ растет, но не сильно. В прошлом году УОП поставил оборонным ведомствам Украины вооружения на 400 миллионов долларов США. Большого увеличения этой цифры ждать не стоит. А вот в экспорте мы ставим амбициозную цель – вырасти в 5 раз к 2025 году. Мировой рынок вооружения – почти 2 триллиона долларов США в год. Мы хотим экспортировать на 2 миллиарда долларов США в год. Самое перспективное направление – это авиастроение, которого у нас не было фактически последние несколько лет, в том числе по причинам саботажа со стороны лиц, ответственных за это направление. А также ракетостроение, где в последнее время подписано несколько очень удачных контрактов, где мы знаем, что у нас есть на мировых рынках конкурентное преимущество, туда надо кинуть лучшие ресурсы.

Но всего в "Укроборонпроме" 70 тысяч сотрудников, пять основных кластеров производства, и будем загружать всех, кто способен работать. Компании, задействованные в производстве вооружения, будут, в том числе, развивать производство и товаров двойного назначения, и товаров гражданского назначения. Не секрет, что к нам обращается много компаний, которые как раз готовы дать заказы на предприятия гражданского назначения – вышки для ветряных электростанций, продукция на газотранспортную систему, бытовые газовые счетчики и так далее. Нужно людей занимать работой, поднимать серьезно зарплату. Нужно возить, водить инвесторов за ручку, показывать, что на наших предприятиях мы можем тоже изготовлять продукты и военного и гражданского назначения, что мы можем работать по-современному и нам, наконец, можно доверять. Ожидаю создания совместных предприятий, как военного, так и гражданского назначения, в том числе с лидирующими мировыми компаниями.

– Говорят, что вы сторонник продажи земли и недвижимости обанкротившихся оборонных предприятий, чтобы получить ресурс для развития "Укроборонпрома". Вы не боитесь, что можно погрязнуть в этой торговле недвижимостью, отягощенной судами, спорами, и это будут большие коррупционные риски?

– Здесь опасения преувеличены. Я считаю, что надо использовать все возможности для эффективного использования существующих ресурсов. Но мы, конечно, не собираемся уходить в риал эстейт бизнес. Приоритет у компании один – производство вооружений. Необходим аудит, необходима объективная оценка состояния предприятий и их активов, и должны приниматься профессиональные решения. Гарантирую, что все эти решения будут обоснованы, и максимально прозрачны. Но финансировать за свой счет пустые цеха, территории, социальную инфраструктуру мы не должны. Украина была всего 2.7% территории СССР, но на нашей территории было сконцентрировано 30-40% союзного ВПК. Завод им. Малышева мог производить до 900 танков в год. За последние 15 лет они произвели не больше 24 танков в год (2017). Многие имеющиеся производственные мощности не соответствуют нашим нуждам и уже никогда не будут востребованы в таком масштабе. Из этого, в том числе, и очень низкая продуктивность компании. Выручка на сотрудника всего 16000 долларов США в год, когда средняя по сектору в мире, вдумайтесь (!) 365000 долларов США. Нельзя продолжать оплачивать убытки, нельзя превращать оборонные предприятия в риелторские конторы, которые сдают помещения в аренду за копейки. Или когда самые привлекательные участки растаскивают бывшие депутаты Верховной Рады. В ходе реформы в "Укроборонпроме" останутся только работающие предприятия, мы должны очиститься от накопленных за десятки лет нерешенных проблем и бесхозяйственности, которые оплачивает "Укроборонпром", а в конечном счете, оплачивает государство. Это поможет и финансово, и кадрово, и организационно сосредоточиться на производстве современного вооружения и разработок новых продуктов.

– Ваше отношение к приватизации предприятий "Укроборонпрома"?

– У меня позиция простая. Если бы мы еще в 90-х, во время приватизации, как можно больше своих промышленных предприятий продали бы не нашим олигархам, а скандинавским компаниям, немецким, французским, американским, может быть, у нас и не было бы войны! Потому что больше интересов у разных стран было бы в Украине, были бы сильные лоббисты, которых нам сейчас остро не хватает. Это раз. Во-вторых, эти компании уже давно технологически перевооружились бы. А из-за отсутствия инвестиций они работают все эти 28 лет на узкое количество каких-то устаревших рынков, а могли бы работать на весь мир на новых рынках с новой продукцией. Этика и культура ведения бизнеса и производства в целом у нас в стране в случае приватизации и захода крупных иностранных компаний была бы более продвинута, было бы больше топ-менеджеров, конструкторов, технологов с мировыми знаниями, подходами. Президент сказал, что он ожидает в ближайшем будущем начала широкомасштабной приватизации. У нас уже есть в принципе, что продавать, политической воли и прошлого лидерства не хватало это делать, поэтому такие гражданские предприятия, известные мне по Минэкономики, например, как Центрэнерго, Одесский припортовый завод, Государственная зерновая компания, не были приватизированы несмотря на многочисленные попытки. Украина очень многое потеряла от этого. Возможно, тот же самый Электротяжмаш заинтересует таких мировых гигантов как Siemens или Alstom. И когда увидим успешные примеры приватизации компании необоронного сектора, успешные примеры инвестиций в Украину, тогда уже, конечно, можно говорить о снятии с отдельно взятых предприятий внутри Укроборонпрома статуса "не подлежащие приватизации стратегические объекты". Верю, что и наш отечественный бизнес мог бы успешнее работать, чем государство в оборонном секторе. Есть реальные примеры. В Харькове, на одной территории работает две кампании с одинаковым названием – ФЭД. Одно ПАТ, другое ДП. Я их посетил на прошлой неделе.

Они занимаются агрегатостроением для авиации и ЖД. Одно уже давно в ХХI веке, другое затерялось в прошлом тысячелетии. Частный ФЭД, это как фармацевтическая лаборатория, суперсовременное оборудование, чистота (можно в носках ходить), работают молодые специалисты, средняя зарплата 21000 грн. Государственный ФЭД сильно отстал, и технологически, и кадрово. Средняя зарплата всего 9600 грн в месяц. Я бы очень хотел из всего УОП сделать большую копию вот этого частного ФЭДа.

Читайте также

Отправить запрос
Все поля - обязательные