Новости и события

27.06.2019
Источник: "Цензор. НЕТ"

Глава "УкрОборонПрома" рассказал о результатах работы концерна (Часть 2)

Глава "УкрОборонПрома" рассказал о результатах работы концерна (Часть 2)

НА РЫНКЕ ОПК СУЩЕСТВУЕТ СЕРЬЕЗНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ЗАПАДНЫХКОМПАНИЙ, КОТОРЫЕ ПЫТАЮТСЯ "ЗАСТОЛБИТЬ" САМЫХ ТОЛКОВЫХ РЕБЯТ УЖЕ СТРЕТЬЕГО КУРСА

- Одна из проблем – отток с предприятий квалифицированныхкадров. Как его прекратить?

- Наша HR-служба проехала по предприятиям концерна исформировала кадровый резерв отрасли из среднего и высшего звена. Занимаемсяотраслевыми программами обучения менеджменту. Собираемся организовать обучениенаших специалистов в рамках немецкой программы Refa в Украине попроизводственному менеджменту. Используем университетские научные разработки, впервую очередь НТУУ "КПИ", поскольку ректор М.Згуровский – главанабсовета концерна.

Начинаем формировать студенческий пул, привлекать их кстажировкам, с возможностью дальнейшего трудоустройства на предприятияхУкроборонпрома. На этом рынке, кстати, существует серьезная конкуренциязападных компаний, которые пытаются "застолбить" самых толковых ребятуже с третьего курса.

- Какие существуют возможности госпредприятий в планепривлечения новых кадров? Какие средние зарплаты?

- Зарплата генерального директора – 80 тысяч гривен – минусналоги.

- То есть, менеджер, объем реализации продукции у которогов прошлом году составил $1 млрд, зарабатывает $3 тысячи..?

- Именно. Директор дивизиона в концерне – 35 тысяч гривен.Главный инженер успешного предприятия – 35-45 тысяч. Средняя зарплата вконцерне без вычисленных налогов – 36 тысяч. Зарплата оператора станка с ЧПУзависит от предприятия и региона. На ФЭД или Красиловском агрегатном онасоставляет 14 тысяч "грязными".

- Как на такие условия удается находить кадры, тем болееиз числа амбициозных молодых специалистов?..

- Очень сложно, мягко говоря. Недавно на выставке в Стамбулевместе с Сергеем Кривоносом встречались с украинским сообществом. Украинец,который в Турции профессионально занимается авиационными композитнымиматериалами, говорит: "Я бы хотел вернуться в Украину. Вот мое CV, хотелбы работать в авиационной отрасли. Имею пятилетний опыт работы в компании,которая занимается композитами, в том числе по заказам европейских компаний.Мне интересно развивать это направление в Украине".

После уточнения вопроса зарплаты вопрос утратил актуальность.Максимум, на что он может рассчитывать на ДП "Антонов" - $1000. Ведьтакие страны, как Турция, предлагают специалистам зарплату значительно выше.Начинающий конструктор, по сути – выпускник университета – сразу получает $800.Еще ничего не умея и только приобретая первый опыт.

Нерыночная система оплата труда на украинских госпредприятияхограничивает возможности привлечь активных людей. Концерн неоднократно вопросэтот подымал. Но мы помним дискуссии в обществе по поводу зарплат в"Нафтогазе"…

- Там действительно космические зарплаты…

- Нам сказали, что дискуссия про зарплаты "не начасі", поскольку слишком остро воспринимается в обществе.

- Вы же сократили аппарат концерна для увеличениязарплатного фонда?

- Мы сократили с 326 до 200 человек, чтобы увеличить фондзаработной платы. Планировали это сделать еще осенью 2018-го. В результате сэкономленныеденьги мы заплатили Николаевскому судостроительному для погашения задолженностипо зарплатам. Мало того – с тех денег еще и заплатили около 9 млн налога наприбыль.

- Государство еще и забирает прибыль предприятия,насколько я понимаю?

- С прибыли предприятие платит 18% налога на прибыль. А потом– 30% дивиденды государству.

НЕДОСТРОЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР "УКРАИНА" ГНИЕТ –ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ПО ЕГО СУДЬБЕ

- Пройдемся по болевым точкам. Крейсер в Николаеве.Сколько стоит его содержание в год?

- В 2012-13 гг. по договору с Минобороны в месяц оплачивалось600 тысяч гривен. По сегодняшним ценам – около 15 млн гривен в год. Он жеподключен к электроэнергии, нужно держать запитанными все системы. Однако в2014-м Минобороны прекратило его оплату.

- Синдром отложенных решений в чистом виде. Стоит корабльу причальной стенки 28 лет. Деньги идут, при этом...

- Самое плохое, что деньги не идут уже и корабль гниет. Нозавод вынужден все равно выделять определенные ресурсы, поддерживая невведенный в эксплуатацию, недостроенный, небоеготовый корабль.

Было несколько вариантов постановлений правительства по этомукрейсеру. Но ни одно не принято. Все это – результат многоуровневой системыколлективного принятия решений, когда министр спорта или культуры, к примеру,голосуют за решение по оборонке. Что касается крейсера – государство должнопринять решение по его судьбе. Когда это имущество станет операбельным, мысможем найти решение этой проблемы.

- Вы осенью его выставите на продажу? Хватит духу?

- Без решения правительства я могу только, как Дон Кихотзапрыгнуть на мельницу. Ведь имущество – государственное. Поэтому должно бытьрешение правительства, которое базируется на запросе Минобороны, к примеру,предлагающем "Укроборонпрому" реализовать его на внешнем рынке.

- В чем причина стагнации бронетанковых заводов?

- Они завязаны на корпуса, которые производит частноепредприятие в Лозовой. Там могут поставлять максимум два корпуса в месяц инесколько сборочных комплектов. Это не позволяет Концерну вовремя выполнятьпроизводственные программы Министерства обороны. Год назад для решения этойпроблемы мы подписали совместное с МО решение о привлечении в производствоимпортной бронестали, в том числе финской. У нас есть все необходимыеподтверждения качества. Мы готовы варить корпуса из этой стали, которуюиспользуют мировые производители.

Но нам это запрещает 85-я военная приемка. Я убежден в ихличной заангажированности в том, чтобы финская сталь не была задействована впроизводстве. Их позиция поставила наши заводы на грань выживания и лишилаармию новых надежных машин.

Мы долго пытались решить вопрос без выноса в публичнуюплоскость. Но ситуация зашла в тупик. Крайний пример, когда военная приемказаявила о нахождении в финской стали "смертельного" содержанияфосфора и серы. Это был очередной повод не принимать корпуса из импортнойстали. Оказалось, что в данных той экспертизы военная приемка неадекатнорасставила запятые, извратив результаты.

Потом они заявили, что финская компания, которая поставляетброню по всему миру, привезла в Украину мусор. На это, я думаю, будетсоответствующая публичная реакция производителя по дипломатическим каналам.

- Что происходит у нас со снарядами? Громко презентовали,купили и открыли производственную линию. Хоть один снаряд заказан этой линии?

- У завода "Артем" заказов Минобороны в частиснарядов нет.

- То есть, линию президент торжественно открыл и онастоит. А зачем строили?

- Идут переговоры с Министерством обороны о цене боеприпаса.Минобороны сравнивает его стоимость с гипотетической возможностьюальтернативной закупки. Говорю "гипотетической", поскольку с 2015-гони у кого закупить не удалось. Все страны-производители нам известны. Там естьограничения полуофициальные на поставку летального вооружения в Украину.

Это все можно, конечно, закупать партизанскими тропами, наличных отношениях и доверии. Но в небольших количествах. Нам однозначно нужнозапускать в серию свое производство. Отмечу, что Министерство обороны работаети с частными производителями в этом направлении.

- Они заказывают у каких-то частных производителей?

- Идет маркетинговая работа с частными производителями,которые декларируют, что могут производить снаряды.

- То есть, никто не заказывает в Украине снаряды. И вслучае широкомасштабных боевых действий мы не сможем быстро запустить этопроизводство, поскольку оно не отлажено.

- Оно быстро не запускается... Это касается не толькоснарядов, а в целом боеприпасов.

- Это – наглядный пример. Много говорилось о дефицитеснарядов 152-мм, особенно после взрывов складов. И у нас государственныйпроизводитель не загружен заказами. При этом куплена линия, с которой никтоничего не заказывает. Поразительная ситуация...

- Концерном проведена обширнейшая маркетинговая работа посозданию боеприпасного производства. Мы передали Минобороны предложения потематике от 9 мм до 30 мм, например. Если будут приняты решения, концерн готоввключиться в процесс. Со своей стороны, в инициативном порядке, а позже –согласно решению СНБО мы провели маркетинговую работу с мировымипроизводителями. Получили предложения о возможности поставки оборудования дляорганизации таких производств. Все это передано в Министерство обороны и СНБО.Если будут решения, если под это будут выделены определенные бюджеты, мы будемготовы развивать процесс.

- Как идет проект "Нептун"?

- По "Нептуну" процесс идет в штатном порядке. Все,как предусмотрено главным конструктором. Есть определенные технические вопросы.Они решаются. Проводим испытания. Если будет, даст Бог, достаточноефинансирование, то в предусмотренные сроки выйдем на серийное производство.

- Два-три года, не меньше, да?

- Два года, я думаю.

- Проект "Вильха" - это успех? Он действительно,как это рапортуют, готов к серийному производству?

- "Вильха-Р" готова к серийному производству."Вильха-М" еще испытывается.

- Сколько стоимость будет одной ракеты в серийномпроизводстве? На мировом рынке она стоит до $200 тысяч.

- У нас будет дешевле. "Вильха" уже сегодня имеетзначительный экспортный потенциал. На всех испытания присутствуют военныеатташе дружественных стран. Уже есть определенное обсуждение по перспективнымпоставкам этих изделий. Опять же важно понимать, какое количество необходимоМинобороны. Как только запустим комплекс в серию, будем в первую очередьвыполнять потребности Министерства. А потом – экспортные заказы.

Юрий Бутусов

Отправить запрос
Все поля - обязательные