Новости и события

19.03.2018
Источник: РБК-Украина

Глава Укроборонпрома Павел Букин: Я поддерживаю предоставление силовикам права импортировать вооружения и военную технику

Глава Укроборонпрома Павел Букин: Я поддерживаю предоставление силовикам права импортировать вооружения и военную технику
В конце прошлого годавокруг государственного концерна "Укроборонпром" разгорелся скандал.Премьер-министр Владимир Гройсман инициировал перед президентом увольнениегенерального директора концерна Романа Романова. Глава правительства обосновалсвою просьбу проблемами с выплатой заработной платы на нескольких предприятияхконцерна. Президент подписал соответствующий указ 12 февраля. Меньше, чем черездесять дней он назначил руководителем "Укроборонпрома" Павла Букина,который до этого занимал должность генерального директора госкомпании"Укрспецэкспорт".

Тогда же президентподал в парламент законопроект "О национальной безопасности", вслучае принятия которого Вооруженные силы Украины должны будут перейти настандарты НАТО. О том, какие задачи в связи с этим стоят перед"Укроборонпромом", а также о политических конфликтах вокруг концерна,о привлечении иностранных инвестиций и о возможной приватизации в интервьюРБК-Украина рассказал новоназначенный генеральный директор государственногоконцерна "Укроборонпром" Павел Букин.

 

- Президент Петр Порошенковнес в Верховную Раду законопроект "О национальной безопасности",который предусматривает переход на стандарты НАТО во всех сферах Вооруженныхсил. Какие задачи в связи с этим стоят перед вами? Что планируете делать,выполняя объявленный курс президента?

- Политическим механизмом, который имплементирует стандартыНАТО в ВСУ, будет заниматься Комиссия Украина-НАТО. В начале марта состоялосьсовещание рабочей группы, на которой, в том числе, рассматривались эти вопросы.Там я информировал о реформировании Укроборонпрома. О внедрении стандартов НАТОмного говорят, но мало обращается внимания на то, какие средства для этогонеобходимы. Если говорить о балансе стоимости и политической целесообразности,то политическая целесообразность выше. Сегодня, однозначно, эту инициативуподдерживает большинство граждан. Нам нужно вступать в НАТО, поскольку этонаиболее эффективный с экономической точки зрения механизм обеспечениягосударственной безопасности.

 

 - Сколько это стоит?

- Точные оценки появятся после того, как посчитаем вооружениеи военную технику, которые необходимо заменить.

 

 - А приблизительно?

- Думаю, это миллиарды долларов. Если мы говорим о внедрениистандартов НАТО, то нужно переходить на вооружение НАТО. Его можно получать втом числе и бесплатно от наших партнеров вместе с услугами интеграции. Еслиговорить о стрелковом вооружении, то нужно решиться и избавиться законным путемот всего, что безнадежно устарело. Старые образцы – это нагрузка на мобильностьпринятия решений и его эффективность. Сложнее и дороже всего будетинтегрироваться в авиастандарты НАТО.

 

- С чего надоначинать? Что надо менять первым делом? Тяжелую технику или стрелковое оружие?

- Расчет должен базироваться на ресурсах, которые у насостались, и целесообразности их использования. Должно быть политическое решениеМинобороны. Мы готовы всячески поддерживать военное ведомство. Если говорим обавиации, то необходимо подсчитать, сколько у нас авиационной техники и скольколет сможем ее использовать. Одновременно нужно учитывать мощности ремонтныхпредприятий Украины и их готовность переоборудовать авиатехнику под стандартыНАТО.

 

- На сегодняшний деньрасчета нет?

- Есть примерные расчеты. Но мы понимаем ограниченныевозможности госбюджета. Авиационная отрасль – наиболее затратный и сложный повнедрению вопрос. Многие страны решали его при помощи технической помощи НАТО.Универсального рецепта нет, нужно начинать, учиться, готовить людей…

 

- А как это будетпроисходить? Наши предприятия оборонного комплекса, скорее всего, производятпродукцию устаревших моделей.

- Я бы не применял к военной технике слово"устаревшая". Устаревшая модель телефона может быть. Если говорим обоборонной технике, то, к примеру, компания-производитель танка"Леопард" большую часть доходов получает от капитального ремонта имодернизации. Многие новые изделия для нас будет производить затратно.

Старые советские платформы можно успешно модернизировать иприводить к стандартам НАТО. Но это большой объем экспертно-технической работы.Берешь старый танк, ставишь на него новую систему управления огнем, новыевооружения и средства связи. И на выходе получаешь конкурентную достойнуютехнику.

 

- Все изделия, окоторых вы говорите – средства связи, вооружение, должны где-то производиться.Мы в состоянии их выпускать сами? Какую часть должны закупать?

- Если взять танковую отрасль, у нас есть достаточноэффективный танк "Оплот". Завершаем поставку партии этих танковТаиланду. Система управления огнем в "Оплоте" очень точная и крайнемало случаев, когда танк не попадает. Есть перспективные изделия, производствокоторых нужно правильно организовать. Необходимо, чтобы в этой структуре былистабильные поставки качественных комплектующих, чтобы не приходилось в процессепроизводства менять производственный цикл и комплектаторов. Вот этим я планируюзаниматься.

 

- От военных экспертовпоявлялась информация о том, что готовится проект документа, в соответствии скоторым Минобороны и другие силовые ведомства получат право импортироватьвооружение. В то же время, звучит критика в адрес Укроборонпрома о том, чтоимпортируемые им вооружение закупается по завышенным ценам. Действительно литакой документ готов и как вы относитесь к нему?

- Завышения цен по импорту нет. Есть ситуация, связанная сосложнением поставок летального вооружения в Украину. Если начинается война, томеждународные партнеры ограничивают поставки. Они при этом анализируют баланссил, не приведет ли поставка конкретного вооружения к его изменению, немотивирует ли это к активным действиям. В результате решения принимаются непросто.Есть старая поговорка: "К войне готовься заранее". Импорт вооруженийрастет, но ситуация негативно сказывается на цене, потому что появляютсясложности с получением разрешений в стране-производителе, приходится искатьпартнера, который поможет организовать поставку.

Говорить о том, что где-то было завышение цен не стоит.Наоборот большинство импортных контрактов обеспечиваются за счет оборотныхсредств украинских экспортеров. Ведь кассовые разрывы импортных проектов,связанные с отсутствием своевременного госфинансирования, перекрывались за счетоборотных средств спецэкспортеров.

Процедура выделения средств из госбюджета на закупкиимпортной техники не успевала за условиями оплаты, прописанными поставщиками.Тебе говорят: "Нас ваша процедура не интересует. Если вам нужно, тозаплатите". Поэтому приходится платить, и потом ждать. Пока пройдет этапроцедура. Опять же, это говорит о том, что систему нужно реформировать. Онадолжна быть более гибкая. Закон "О государственном оборонном заказе"и постановление Кабмина, которыми регулируется государственный оборонный заказ,прописывались, когда никто не представлял современных условий. Тогда неучитывались скорость прохождения решений, мобильность подразделений. Я целикоми полностью поддерживаю предоставление силовым ведомствам права импортироватьвооружения и военную технику.

Президент на заседании СНБОУ объявил о реформе в системеуправления ВСУ и в Минобороны. Мы будем выполнять поставленные задачи. ПередачаМинобороны этой компетенции позволит сформировать пул людей, которые способныэту задачу осуществлять. Кроме знаний языка и специфики техники, нужно знатьпроизводителей, ориентироваться в рынке. Мы готовы эту помощь оказать.

 

- Насколько мыпонимаем с ваших слов, в течение трех лет, пока идет война, нормативныедокументы не менялись?

- Вносились точечные изменения. Наверное, нам надо сплотитьсяи принимать решения, не обращая внимания на бюрократические преграды, но безнарушения законодательства. Как этого достичь – вечный вопрос.

 

- Вы упомянули, что мыбудем развивать сотрудничество с НАТО в авиационной сфере. Военная авиация –это летальное вооружение. Где у нас будет сотрудничество с НАТО? Какие они намбудут передавать технологии?

- Украина продвинута в авиационном двигателестроении.Проблема одна – конструкторское бюро тех авиационных средств, которыеиспользуются, находится за пределами Украины, на территории РФ. Эксплуатацияэтой авиатехники может осуществляться, но достаточно условно. Конечно, у насесть внутренние ресурсы, позволяющие соответствующим образом решать этипроблемы в рамках законодательства. Но если говорить о длительной перспективе,то вы вряд ли купите автомобиль без авторизированной сервисной поддержки. И этапроблема существует. В Украине много сделано, но есть вещи критические, и,наверное, на длительную перспективу нужно переходить на авиатехнику, котораябудет в режиме онлайн поддерживаться конструкторским бюро, будетсоответствующая наземная база и подготовленный персонал.

По старой авиатехнике у нас есть отраслевые институты инеобходимые специалисты. Но насколько перспективно дальше рассчитывать на нее?Наверное, нужно оценить ресурсы. У каждой авиатехники есть критический фактор –запас ресурса эксплуатации. Необходимо разработать стратегию, чтобы, когдастарая авиатехника выйдет из строя, у нас была замена. И, опять же, для этогонеобходимо выделять средства из госбюджета.

 

- Вы говорите о том,что после ремонта и модернизации украинских военных самолетов на них будутставиться, к примеру, двигатели от стран НАТО, или вы говорите, что Украинавообще будет закупать новые самолеты у них?

- У нас отлично производят авиационные и вертолетныедвигатели, которые поставляются на экспорт. Мы можем их интегрировать в ужеимеющиеся военные самолеты. Просто нужно определиться с линейкой необходимыхдвигателей и сделать проект. Но по любому проекту возникает вопрос о рынкесбыта. То есть, какое количество мы будем продавать за рубеж. Проще решитьвопрос, если нам кто-то окажет техническую помощь. Такая работа ведется, чтобымы по льготной цене или бесплатно получили авиационные средства вместе собучением персонала и с помощью по созданию наземных структур.

 

- Авиация - не единственнаяпроблема, когда комплектующие производятся на территории РФ. Насколько это длявас сегодня серьезная проблема? Этот вопрос стоит остро или уже решается?

- Этот вопрос решается. Создан каталог импортозамещения, идетработа по систематизации. Буду требовать от предприятий предоставить план позамещению российских комплектующих. Сейчас решаем этот вопрос в пожарномпорядке. Наверное, такова наша ментальность – живем одним днем, что будетзавтра мало кого интересует. Но иногда надо уйти в минус, чтобы потом получитьзначительный плюс.

 

- В Украинеавиадвигатели производятся на предприятии "Мотор Сич". Возможно, выслышали, что его собственник Вячеслав Богуслаев продал пакет акций в Китай.Недавно в Украине эти акции были арестованы. Знакомы ли вы с ситуацией напредприятии? Есть ли риск того, что люди и технологии переедут в Китай?

- С ситуацией на предприятии знаком, посещал "МоторСич". В юридической плоскости решается вопрос по закреплению предприятия встране, чтобы Украина не потеряла критические технологии, а также для того,чтобы оно развивалось, повышалось социальное благосостояние людей. Предприятиев хорошем состоянии. Конечно, оно привлекательно для инвестора, там сильныйколлектив, традиции и технологии. Новый собственник приходит на такое предприятие,чтобы получать прибыль или решать какие-то отраслевые задачи у себя. Поэтомуэто предприятие является привлекательным для инвестора, уникальным носителемтехнологий.

 

- Ранее в СМИ звучалаинформация о том, что госпредприятие "Антонов", которое входит в"Укроборонпром", планирует построить второй самолет "Мрія"вместе с Китаем. В силе эти планы? Какие у нас планы и проекты посотрудничеству с Китаем по линии "Укроборонпрома"?

 

- Китай заинтересован в развитии транспортной и боевойавиации. Что касается "Мрії", то такой проект – на стадииконструкторских работ и адаптации.

 

- А когда можно будетприступить к какому-то практическому решению проекта строительства второй"Мрії"?

- У меня уже была встреча с руководителем"Антонова" и трудовым коллективом. В принципе ситуацией напредприятии я владею. Еще когда руководил "Укрспецэкспортом", активнопродвигал технику этого предприятий. В настоящее время мы создали рабочуюгруппу, которая предложит стратегию развития предприятия. Одним из направленийбудет развитие проекта "Мрія".

 

- Можете рассказать опроекте "Антонова" совместно с Саудовской Аравией по строительствунового самолета Ан-132. Когда приступим к масштабной реализации проекта?

 - Уже есть опытныйобразец, на котором установлена современная авионика и двигатели. Он былпредставлен на выставке в Саудовской Аравии. На сегодня есть понимание, какбудем производить, есть документация, соответствующая сетка цены, котораязависит от многих факторов. Вопрос продажи авиационной техники, особенно наэкспорт, зависит от лоббистских возможностей государства и их партнеров.Советский Союз продавал самолеты "Антонова", но маркетинговая сеткапо миру была очень дорогая. Самолет хороший, но его нужно лоббировать, чтобы онпродавался.

 

- Как у нас слоббистской сеткой обстоят дела?

- Государство нам помогает, это можно отследить по динамикевнешних визитов руководства страны, министра обороны. Конечно же, у нас, еслиговорить о компаниях-спецэкспортерах, есть круг партнеров, с которыми мыработаем и которые нам помогают.

 

- Но, с другойстороны, истории с экспортом вооружений иногда становятся темой громкихскандалов. Недавно в хорватской прессе появились сообщения, что якобы Украинапоставила неисправные истребители, и они будут возвращены. Это правда или нет?

- Это утверждение несправедливое. Мы свою работу выполниликачественно. За время гарантийного периода эксплуатации техники не было ниодной рекламации, что подтверждает хорватская сторона. Много аспектов связаны снедобросовестной конкуренцией.

 

- Недавно СМИ писали,что НАБУ выявило некие манипуляции при поставках запчастей на 39 миллионовдолларов для самолетов Ан-32 в Ирак. Как можете прокомментировать эту ситуацию?

- Что касается обвинений в коррупции, то нужно понимать многоразличных аспектов. Есть аспекты конкуренции, внутреннего соперничества элит,неудовлетворенности участников определенных процессов сбыта продукции.Некоторые ситуации связанны с процессом смены власти в странах, куда мыпоставляем технику. В антикоррупционных вопросах не хочу быть спамером и отчитыватьсяколичеством материалов, переданных в правоохранительные органы. При этом мывсегда открыты к сотрудничеству. Важнее создать условия, которые сделаютневозможной коррупцию. Другого пути никто не придумал, кроме созданиянормальных условий труда и предоставления достойной заработной платы.

 

- Вы говорите, что нехотите быть спамером, но все же, что можете сказать об информации из материаловиздания "Зеркало недели", в которые неоднократно упоминалисьнекоторые расследования, которые ведутся в отношении предприятий"Укроборонпрома" в Швейцарии, о том, что якобы в Латвии должноначаться расследование за вывод денег через латвийские банки. Что вы можетесказать об этих расследованиях?

- Я критически в целом отношусь к публикациям, когда человексадится на реестр судебных решений и лепит статью из абзацев судебных решений,к которой еще добавляет комментарии. По ситуациям, которые упоминались, еслиэто будет обосновано, я приму соответствующие административные решения.

 

- В конце прошлогогода была история с руководством "Спецтехноэкспорта", в рамкахкоторой Генпрокуратура проводила обыски. Есть расследования НАБУ по иракскомуконтракту. На каком этапе они находятся и вообще как они появляются?

- Вы говорите о работе правоохранительных органов. Мы всегда помогаемим в части предоставления необходимой информации. Я не хочу придавать такимявлениям дополнительного резонанса.

 

- Эти расследованияявляются следствием политической борьбы?

- Иногда такое тоже бывает.

 

- Кого с кем?

- Я не политик и планов у меня нет планов им становиться.

 

- Часто в прессемногие источники говорят о политических конфликтах вокруг Укроборонпрома. Вчастности, говорится о политическом влиянии президента и секретаря СНБОАлександра Турчинова. Есть ли такое политическое влияние или нет?

- Президент является верховным главнокомандующим, АлександрТурчинов является секретарем СНБОУ. Они занимают соответствующие места вформировании национальной оборонной политики и ВТС. Соответствующие механизмыформирования этой политики определяют будущие административные решения. Хотелбы подчеркнуть, что эти механизмы коллективные. Они не подразумевают единоличныхрешений, кроме случаев, связанных с быстрым реагированием, для чего президентуданы права Верховного главнокомандующего. Если говорить о политическом влиянии,то в нынешних условиях дешевле и спокойней никуда не влезать, оставаясьнезаангажированным. Это происходит и в отношении Укроборонпрома. Я стараюсьрассматривать любой вопрос с разных сторон, чтобы избежать политическихвлияний.

 

- С другой стороныесть противоречивые вещи. Например, согласно уставу Укроборонпрома,ответственность за деятельность компании несет Кабмин, а руководство компанииназначается президентом. И когда-то Арсений Яценюк был очень удивлен, когдапочитал устав Укроборонпрома, и понял, что ответственность его, а сделать сруководством он ничего не может.

- На эту проблему есть два взгляда. Первый – это механизмхозяйствования, в механизмах управления объектами госсобственности старший –Кабмин. Но в условиях войны и мощной бюрократии, подчиненность президентусоздает нам возможности быстрого и адекватного принятия решений. Нас этоустраивает. Считаю, что в условиях войны этот подход обоснован.

 

- В последнее времяУкроборонпром стал героем публикаций в западной прессе. Недавно была публикацияв New York Times, в которой указывались факты поставок, например, санитарныхавтомобилей "Богдан", раскрывался вопрос влияния на деятельностьУкроборонпрома Олега Гладковского. Как вы можете прокомментировать этупубликацию и влияние Олега Гладковского на процессы в Укроборонпроме?

- Олег Владимирович Гладковский является первым заместителемсекретаря СНБОУ, главой комиссии по ВТС. Рассмотрение решений, связанных сэкспортом, этой комиссией предусматривает определенный коллективный механизм.Они выносятся на комиссию и принимаются коллегиально. Что касается закупки"Богданов", то она осуществлялась Минобороны. Я не думаю, что тамбыли нарушения. Мы уважаем мнения, которые прозвучали в этой статье. Но там нетанализа ценовых показателей, технических показателей, нет анализа условий, вкоторых принимается решение.

У военной техники есть разные условия применения, а условия унас не самые простые. И есть примеры, когда иностранный беспилотник придемонстрации в Украине, недалеко от Киева, не мог взлететь из-за низкогокачества бензина. Люди со слезами просто собрались и уехали.

Есть факты потери крутых американских беспилотников внекоторых странах, из-за того, что не учли ветер, климатические условия,влажность. Военные изделия всегда индивидуальны.

 

- Как думаете, каковыистинные причины увольнения вашего предшественника Роман Романов? Официальнаяверсия состоит в том, что он не смог расплатиться по задолженности позаработной плате перед сотрудниками Николаевского судостроительного завода. Нов свою очередь эти долги накопились из-за того, что Кабмин не возмещаетпредприятию затрат на содержание давно строящегося крейсера"Украина". Какова судьба этого крейсера? Что с ним можно сделать? Икакова ситуация с выплатой задолженности по зарплате?

- Я перед назначением два раза встречался спремьер-министром. Первый вопрос, который мне задавался – как будет решатьсяэта проблема. Есть соответствующее решение, которое оформлено документом.Вопрос будущего Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара лежит вплоскости функционирования морского флота и потребности Украины в военныхкораблях.

Завод проектировался и создавался под огромные потребностиСоветского Союза. Это огромное энергозатратное производство, как и любоестарого образца машиностроения. Там нужно провести модернизацию. Но у нас, какмне кажется, избыток ремонтных мощностей в морской отрасли – и Черноморский, иХерсонский, и Николаевский судостроительные заводы.

Насколько я знаю, все инвесторы, которые были в Николаеве,рассматривали возможность получения заказов из-за рубежа. Никто не рассчитывална возможности Украины. Но, как вы думаете, легко ли получить из-за границызаказы в условиях боевых действий в стране?

При этом у нас есть активное сотрудничество с институтомкораблестроения в Николаеве, который загружен заказами и ведетопытно-конструкторскую работу для иностранного заказчика. Единственный способвозродить это предприятие – направить знания наших специалистов напредоставление услуг по ремонту иностранного флота.

С Николаевским судостроительным связана еще одна сложность.На заводе числятся 800 человек, но при этом производственный цикл напредприятии прекращен. У нас трудовое законодательство как построено, что приувольнении работникам нужно заплатить задолженность. Если задолженность позарплате не гасится, она накапливается каждый месяц. Так произошло на заводе. Унас есть поручение премьер-министра эту задачу решить. Оно связано в том числес крейсером, который принадлежит Минобороны. Сложно, но можно.

 

- У вас нет конфликтас премьер-министром?

- У меня рабочие отношения с премьер-министром Украины, и онитакими же и останутся.

 

 - Уточните, пожалуйста, какова судьба крейсера"Украина"? Я так понимаю, Минобороны отказалось от него?

- Как сообщалось в прессе, Минобороны перестало оплачивать впоследнее время услуги по его содержанию. В содержание входит подключениеэлектроэнергии, систем вентиляции, периодические проверки электроники...Огромное количество людей работало каждый месяц, чтобы содержать крейсер.Сейчас надо решить вопрос с финансированием содержания крейсера, либо принятьдругие решения. Есть поручение премьер-министра, чтобы этот вопрос решать. Я вближайшее время постараюсь решить.

 

 

- По вашему мнению,как этот вопрос необходимо решить?

- Найти деньги для выплаты задолженности по зарплате, о чемвсе говорят.

 

- Верно, что крейсерготов примерно на 95%? Его можно достроить и эксплуатировать?

- На каких просторах мы его будем использовать? В Черномморе? Это крейсер, при котором должно быть еще огромное количество кораблей,которые обеспечат его прикрытие, а это соответствующие расходы. У нас нет такойнеобходимости. По моему личному мнению, пространство Черного моря можнообеспечить скоростными корветами или катерами с усиленными боевымивозможностями. Опять же возвращаемся к коллективным механизмам безопасности,поскольку это может обеспечить НАТО. В их сторону надо двигаться.

 

- Можем ли мы продатьэтот крейсер? Есть спрос на подобные крейсеры?

- Есть.

 

- Расскажите,пожалуйста, о перспективах строительства кораблей для Военно-морских силУкраины?

- Есть государственная программа по строительству корвета, ноона остановилась по финансовым причинам. Это не чья-либо вина, это – дефицитнашего бюджета. С ростом ВВП, будет увеличиваться и военный бюджет.

 

- Как мы дальше будемпродолжать сотрудничество с Россией в рамках поддержания летной годностисамолетов "Антонова", которые эксплуатируются в России?

- "Антонов" занимается переформатированием этоговопроса. В первую очередь связанно это с устранением взаимозависимости.Антоновские самолеты производились в кооперации с Россией. Она сужается каждыйдень. Это же касается и продления ресурсов самолетов, ремонтов, запчастей. Мыактивно занимаемся импортозамещением, а это – дорогая вещь. Только наконструкторские работы по авионике необходимо потратить десятки миллионовдолларов. Нужно совершать облеты, тестировать электромагнитную совместимость.Все эти вопросы связаны с безопасностью, исключительной надежностью иточностью.

 

- Когда вы заступилина нынешнюю должность, одно из ваших первых заявлений было о том, что вы будетесокращать центральный аппарат Укроборонпрома, который по вашему мнению, сильнораздут. Когда вы планируете начать этот процесс? Сколько в процентномсоотношении людей вы собираетесь сократить?

- Решения будем принимать исключительно с точки зренияэффективности. У меня есть желание упорядочить работу Укроборонпрома, болееточно указав направления развития, куда двигаться в приоритете технологическихмощностей.

 

 - Мы правильно понимаем, что это будет общаяваша политика, не только касаемо центрального аппарата Укроборонпрома, но ивсех предприятий, входящих в концерн?

- Всех предприятий. Но в случае с центральным офисомУкроборонпрома проще, потому что все процессы уже стандартизированы. Весь жеконцерн является объединением большого количества в первую очередь,машиностроительных предприятий с разнообразной линейкой продукции. Если взятьтолько одни комплектующие, то это список из тысяч наименований, которыетребуются в небольшом количестве. Когда имеешь дело с широкой номенклатурой инебольшим количеством, то оптимизация и стандартизация усложнена. Я хочу, чтобыу меня были группы экспертов и предприятия-локомотивы, которые потянутпредприятия отрасли.

 

- Президент заявил,что Укроборонпром должен привлекать иностранные инвестиции. Куда их привлечь?

- Самым простым способом привлечения иностранных инвестиций итехнологий является офсетная схема, которая у нас прописана в законодательстве.Речь идет о том, что в обмене на закупку продукции производитель обязуетсяосуществить некие инвестиции в страну-покупатель. К сожалению, протоколприменения этой схемы еще не расписан. Если пойдем по этой схеме, то, наверное,при закупке вооружения и военной техники, будем предлагать иностраннымпоставщикам инвестировать в техническую поддержку закупаемой продукции.

Второй механизм более длинный и состоит в распределениипредприятий по категориям. Наиболее важные предприятия для обороны страныдолжны остаться в собственности государства.

На те предприятия, которые могут работать на частный рынокпомимо работы на ОПК, можно привлекать инвесторов. Необходимо провести ихреструктуризацию, наладить стабильные бизнес- и технические процессы, выйти напоказатели прибыли. К оценке этого предприятия после соответствующего аудитаможно применить определенный мультипликатор, который есть у аналогичныхпредприятий на Западе.

 

- Вовлечены ли вы в процесс поставок летального вооружения изСША?

- Не вовлечен. То, что сейчас обсуждается, это напрямуюосуществляется между правительствами.

 

- "Антонов"вряд ли сможет сам выжить на мировом авиационном рынке. По вашему мнению, вдолгосрочной перспективе как должен развиваться "Антонов"?

- Краткосрочная перспектива понятна – нужно получить заказына производство самолетов для Украины. И нам обещано, что в ближайшее время этопроизойдет. С другой стороны, есть предложения от крупных мировыхпроизводителей, чтобы "Антонов" вошел в цепочку поставщиков авиационныхузлов для строительства самолетов. Мы полностью разделяем такой подход, онпозволяет получить новые компетенции и дополнительную маржинальность, котораяпозволит развивать авиастроение. "Антонов" для развития будетпривлекать и внутренние средства, в первую очередь – своей авиакомпании. Но ихнедостаточно. Нужна поддержка государства, как это происходит у мировыхпроизводителей.

 

- Вы упомянули, чтоУкраина пообещала заказать производство самолетов. Могли бы уточнить,военно-транспортных или гражданских?

- Военно-транспортных.

 

 - Большая партия?

- Небольшая, но достаточная для того, чтобы"Антонов" начал "качать мышцы".

 

- В конце прошлогогода была информация, что будет проводиться аудит "Укроборонпрома" иякобы даже проводился тендер. Реализовались ли эти планы?

- Было заседание наблюдательного совета, на котором решилиначать переговоры по привлечению всех крупных игроков на рынке аудита. Ясчитаю, что аудит нужен однозначно, но хочу получить такие данные, которыедадут реальную оценку предприятий "Укроборонпрома".

 

- Какова степеньвовлеченности иностранных структур в этот аудит?

- Есть предложения от большой "пятерки" ведущихаудиторских фирм. Но, опять же, бывает аудит юридический, финансовый,технологический. Я не хотел бы получить результат, который просто скажет о том,что у нас есть недостатки в законодательстве, о которых мы знаем. Концернсформирует аудитору рамочные предложения. Во многих сферах мы их уже выдвигаем.

У нас создан коллективный механизм – наблюдательный совет,куда вошли, к примеру, ректор КПИ Михаил Згуровский и военный специалист из СШАЭнтони Тетер, который раньше руководил Агентством передовых оборонныхисследовательских проектов США.

 

- Нет ли в связи стем, что в состав набсовета вошел гражданин США риска для утечки гостайны?

- Мы действуем в рамках законодательства. Энтони Тетер –человек с большими знаниями и огромным опытом. Он действительно много знает отом, как совместить государственную целесообразность с экономической.

 

- Одним из результатоваудита будет понимание, какие предприятия стоит приватизировать, кудапривлекать инвестиции. По вашему мнению, какие предприятия Укроборонпрома стоитприватизировать?

- Законодательство не позволяет просто продать неликвидноегоспредприятие. Но могу сказать сразу, что определенное количество предприятийпосле аудита можно передавать в ФГИ. Один из критериев заключается в том,является ли предприятие участником государственного оборонного заказа. Если неявляется, не показывает позитивных экономических показателей и не имееткритически важной интеллектуальной собственности, то его можно передать в Фонд.Если же предприятие нам необходимо, будем оставлять его в госсобственности. Темболее, если там есть экономическая эффективность, критические технологии испециалисты.

Читайте также

Отправить запрос
Все поля - обязательные