В интервью "Цензор.НЕТ" глава"Укроборонпрома" рассказал о необходимости приватизации убыточныхпредприятий концерна, что необходимо сделать с недостроенным ракетным крейсеромв Николаеве, о кадровой проблеме в "Укроборонпроме", почему авиационнаяотрасль требует государственного лоббизма, о причинах стагнации бронетанковыхзаводов, и как аудит концерна поможет отрасли.
"УКРОБОРОНПРОМ" ЗАПУСТИЛ ЭЛЕКТРОННЫЙДОКУМЕНТООБОРОТ, ФАКТИЧЕСКИ ОЦИФРОВАВ ВСЮ БЮРОКРАТИЮ
- Мы общались год назад практически сразу после назначениявас на должность генерального директора. Вы тогда озвучили ряд задач. Какоцениваете результаты? Какие цели достигнуты?
- Начну с локальных успехов, из серии: "мелочь, априятно". Мы в Концерне запустили электронный документооборот, фактическиоцифровав всю бюрократию. Теперь, находясь на выезде, к примеру, на совещании вКабмине, из планшета просматриваю и подписываю документы, пишу резолюции. В"цифру" перешли все документы, кроме кадровых и бухгалтерских,которые законодательство требует готовить на бумаге. Эта система реализована загод. В Концерне происходит структурная и кадровая трансформация.
- Что пока не получилось?
- Возможно, в каких-то ситуациях был недостаточно жестким и непродавливал то, что нужно было продавить. К сожалению, по некоторымспецэкспортерам есть провалы из-за политически назначенного непрофессиональногоменеджмента. Там, где сохранился нормальный менеджмент, ситуация нормальная...
Когда мне предложили возглавить концерн, я настоял, чтоназначаю людей сам. Обсуждения, конечно, были. Но назначал сам. Мне не стыднони за одно назначение на предприятиях концерна, которое при мне былоосуществлено. Проблемы возникли там, где кадры были назначены раньше. Сегодня мыуже изменили там ситуацию. Но, к сожалению, потеряли время.
- Предприятия уже структуризованы по дивизионам?
- Дивизионы созданы – авиационный, боеприпасов и высокоточныхвооружений, бронетанковый, РЛС, морской. Формируем их кадровую структуру. Ксожалению, на рынке не просто найти профессионалов, готовых выполнятьпоставленные задачи на уровне топ-менеджера дивизиона или предприятия, знающихтехнологические процессы и имеющих необходимый управленческий опыт. Один извариантов – привлечение молодых специалистов. Их легче обучить, чем переучитьнекоторых опытных кадров.
- Цель дивизионов – повысить производство конечнойпродукции в общей структуре производства?
- Это – важная задача. Кроме того, мы собираем предприятия вотраслевые кластеры. Внутри каждого осуществляем трансформацию. Конечная цель –создание отраслевых акционерных компаний, которые можно будет подчинить какцентральному органу управления, скажем ГК "Укроборонпром", так игосударственной акционерной холдинговой компании. Наша цель – создать универсальнуюсистему, которая будет эффективно выполнять задачи государства и сможет бытьинтегрирована в любую структуру государственного управления. Окончательныйвыбор будет зависеть от поставленных правительством задач.
Необходимо также оптимизировать производственные мощностиКонцерна, передав в Фонд госимущества предприятия, исключенные из оборонногоцикла.
- Первые заводы уже передали?
- Готовим 10 предприятий. Соответствующие документы поданы вКабмин. Всего же таких запланировано около 20. К сожалению, эта процедура небыстрая. ФГИ хочет видеть, как обстоят дела на заводах, насколько тамкритическая ситуация, нужен ли аудит.
Важное решение – исключение части предприятий концерна изсписка запрещенных к приватизации. Их нахождение там не имеет смысла, если онине задействованы в гособоронзаказе и не являются носителями уникальныхтехнологий. Из-за этого запрета они не могут выйти на рынок и привлечьинвестиции для выпуска гражданской продукции. Вместе с парламентом иправительством мы должны решить этот вопрос.
ПРИВАТИЗАЦИЯ – ЕДИНСТВЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ СНЯТЬ С БАЛАНСАКОНЦЕРНА ПРЕДПРИЯТИЯ БЕЗ ПРОИЗВОДСТВА ИЛИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ЦЕННОСТИ ДЛЯГОСУДАРСТВА
- Сколько в концерне живых предприятий, обеспеченныхзаказами?
- Из 97 предприятий 42 – с долгами по зарплате. Их наличие –основной критерий неэффективности управления. Относительно эффективно работают55. Аудит Маккензи 2012 года показал, что только 10 предприятий концернаразвиваются. Сегодня добавились еще около 10, задействованных в оборонномзаказе.
- Нужен ли Укроборонпром для управления 20 успешнымипредприятиями?
- Если бы концерн управлял только ими, все было бы гораздопроще. Но еще есть большое количество предприятий, с синдромом отложенныхуправленческих решений. Их не принимали годами и сегодня проблемы сталикритическими.
При создании концерна одной из задач было отделить казенныепредприятия от бюджета, из которого их фактически содержали. В Укроборонпромпередали немало "загнанных" заводов, переложив на негоответственность за их содержание. К примеру, по Харьковскому авиазаводу долгипо зарплатам висят с дня его передачи и превышают 200 млн гривен. Концернвынужден содержать и Николаевский судостроительный завод, переданный ему сколоссальными долгами. За текущий год мы аккумулировали больше 40 млн гривен навыплату части этого долга. Перед каждой выплатой формируем пул из персонала,который после получения денег увольнялся. Таким образом уволено около 300человек. Но долг продолжает наращиваться, хотя скорость уменьшилась.Такимобразом мы гасим старые долги деньгами, которые могли потратить на развитиепредприятий.
- Фактически концерн не имеет возможности избавиться отбалласта. Вы вынуждены тратить средства на содержание того, что из года в годприносит плановый убыток... Как выйти из этого клинча?
-Концерн имеет ограниченные ресурсы для трансформации.Приватизация – единственная возможность снять с баланса концерна предприятиябез производства или не представляющие ценности для государства. Но этовозможно только при активной позиции ФГИ.
Возвращаясь к Николаевскому судостроительному, по нашимоценкам, 2/3 предприятия нужно отдать ФГИ или в коммунальную собственность.Треть мощностей можно оставить в госсобственности как ремонтную базу для ВМСУ.
Но для подтверждения оценок концерна нам необходимысоответствующие решения Минобороны, которые представят потребности ведомства вкораблестроении на ближайшие годы. Рассчитывают ли там достраивать корвет,будут ли заказывать патрульные корабли или планируют ограничиться ремонтомсуществующего флота.
Это касается и других предприятий, скажем, всех серийныхзаводов. Для принятия управленческих решений на уровне концерна, нужно пониматьгосударственную стратегию развития ОПК.
- Почему такую стратегию не создали при О.Гладковском,который как замсекретаря СНБОУ курировал отрасль в течение пяти лет?
- Я бы сказал про переизбыток у нас стратегий, не привязанныхпошагово к бюджету и реальности. К примеру, есть Концепция развития отрасли до2023 года. Но без пошагового расписания и защищенного финансирования это –набор философских идей.
Возьмем пример продвижения в НАТО. У нас на вооружении стоитпистолет Макарова, автомат Калашникова и снайперская винтовка Драгунова. Еслипереходим на стандарты НАТО, то по этим позициям нужны соответствующие решенияМинобороны. До какого года они их эксплуатируют и на какое оружие переходятпосле снятия с вооружения.
Чтобы согласовать вторую часть решения, нужно протестироватьаналоги мировых и украинских производителей. Отстрелять их, составить и изучитьотчеты, проанализировать маркетинг и, в конце концов, определиться со сроками ипроизводителями.
К примеру, в концерне есть завод "Маяк", которыйзанимается производством стрелкового вооружения. Там могут как производитьнекоторые образцы, так и создать площадку в рамках локализации производства. Ноповторюсь, для этого нам нужно понимать стратегическое видение Минобороны.
АВИАЦИОННАЯ ОТРАСЛЬ ТРЕБУЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛОББИЗМА
- Существуют ли варианты развития Укроборонпрома внынешней государственной форме собственности, фактически без права приватизациии без захода частных инвестиций?
- Украинская промышленность, не только ОПК, пригосударственной форме собственности не имеет долгосрочных перспектив развития.Государственное унитарное предприятие – закрытая форма с точки зренияпривлечения инвестиций и создания СП. Соответственно они имеют минимальныевозможности для технологического развития.
Возвращаясь к запрещенным к приватизации предприятиям скажу,что списки, сформированные еще в 90-х, давно не актуальны. Они не отображаютреальные потребности государства. Часто тех заводов не существует в природе, ноюридический статус не позволяет их ликвидировать, сняв с государства бездумныетраты на содержание.
Отмечу также, что инициативы, направленные на созданиеинвестиционных механизмов, часто не находят поддержки в трудовых коллективах. Кпримеру, идеи акционирования ГП "Антонов", направленные навозрождение авиастроительного флагмана.
- Именно эта позиция снизила интерес Саудовской Аравии ксовместному проекту с Антоновым?
- Диалог с ближневосточными партнерами продолжается, хотя нетак быстро, как мы рассчитывали. Проект по совместному производству АН-132 сСаудовской Аравией не перешел в активную фазу, в том числе из-за того, что нашипартнеры не продолжили его, а также из-за противоречий в концептесотрудничества.
Кроме того, не до конца реализованы правовые механизмы,которые позволят украинскому авиастроению создавать СП. Ведь решение КМУ овыделении целевых средств не выполнено. Кроме того, не завершены сложнейшиепроцессы в области замещения комплектующих из РФ европейскими и американскимианалогами.
При этом наша ментальность – также одна из причин, тормозящихмеждународную технологическую интеграцию Украины. Переговоры с любым инвестором–это торг. Ему интересно инвестировать в живые и перспективные направления.
Мы же рассчитываем привлечь инвестиции, в том числе и длярешения задач, которые тормозят развитие. В переговорах важно находитькомпромисс. Позиция, состоящая в том, что ты самый передовой в мире, редконаходит понимание партнера.
Часто мы неадекватно оцениваем свои технологическиеспособности. Считаем, что стоим миллиарды, теряя реальные возможности привлечьмиллионы.
Позиция, при которой одна сторона требует 51% в СП, вкладываятолько интеллектуальную собственность и производственные возможности, можетоттолкнуть инвестора. Ведь тот не собирается рисковать своими деньгами, если недо конца понимает перспективы проекта.
- Саудиты хотят 51%?
- Они рассчитывают на бОльшую часть в СП с"Антоновым". Этот проект – реальный при определенной решительности снашей стороны.
- Меня поражает, что ГП "Антонов" содержит 10тысяч сотрудников, не выпуская уже несколько лет самолеты и занимаясь лишьремонтом…
- На предприятии занято 2 тысячи основных рабочих. Еще естьспециалисты в КБ и авиакомпании. Действительно, два года "Антонов" невыпускает самолеты. И это – не только вина предприятия. Во всем миреавиастроители живут в системе государственного лоббизма. Есть такая фраза –самолеты продают президенты. Так было в СССР, когда наши самолеты покупали всестраны Варшавского договора.
И сегодня отрасль требует государственного лоббизма. Но иавиастроители должны соответствовать требованиям современного маркетинга,адекватно оценивая законы инвестиционных процессов.
Я вижу разницу в восприятии этих вопросов на уровнеруководства "Антонова" и – трудового коллектива. Коллективрассчитывает, что самолеты и дальше будут продавать президенты. А пока этого непроизошло, там готовы получать зарплату просто за выход на работу ипричастность к легендарной марке.
- Весь этот "коммунизм", я понимаю, финансируетавиационная компания "Антонов", создавая условия для стабильногополучения зарплаты всего коллектива?
- Для меня, как для управленца, это – гордиев узел, дляколлектива – ситуация комфорта. Попытки концерна сузить зону комфорта вызываютпротестные настроения. Мы понимаем важность социальных обязательствгосударства. Но осознаем и то, что эти гарантии не могут быть безграничными.Они должны определяться масштабами производства, в данном случае – выпущеннымисамолетами.
Я вижу, как президент ГП "Антонов" Александр Донецпытается менять сознание трудового коллектива, ведя разъяснительную работу иакцентируя на создании пошагового плана трансформации. Я очень надеюсь, чтотрудовой коллектив будет правильно оценивать нынешнюю сложную ситуацию. Тогдамы найдем из нее выход.
- Слушая выступление нового члена наблюдательного советаконцерна Айвараса Абромавичуса мне показалось, что многие наивно полагают, чтоглавное препятствие в развитии ОПК – отсутствие аудита. В чем суть этого аудитаи чем он поможет отрасли?
- Больше года назад объявили тендер в PROZZORO. По каждомулоту определили группу победителей, готовых к переговорным процедурам. Украинарассчитывала на помощь международных доноров, поскольку аудит был инициативойиностранных партнеров. К сожалению, внешнее финансирование не предоставили. Нампришлось самим искать эти деньги. Уже есть распоряжение премьер-министра овыделении из резервного фонда Кабмина 32 млн гривен на финансовый аудит,наиболее актуальный с точки зрения развития концерна.
Как только деньги поступят, начнем переговорную процедуру изаключим договор с победителем.
Мне кажется, аудит нужен для подведения черты под текущимсостоянием концерна и принятия решения о его трансформации.
- Уверен, что аудит – не панацея. Главной задачей являетсяспасение жизнеспособных предприятий отрасли.
- Полностью согласен с такой точкой зрения. Для спасенияпредприятий гораздо более важный фактор – поддержка их заказами Минобороны. Вто же время не могу сказать, что участие Концерна в программах военноговедомства существенно способствует развитию заводов. В 2018-м за продукциюнаших предприятий МО заплатило 11,8 млрд грн. В 2019-м же за полгода – 2,9млрд. Это меньше 3% бюджета Министерства за полгода. Даже при сохранении этойтенденции (в чем я не уверен) эти средства не перевесят балласт, который тянетзаводы вниз. В первую очередь, связанный с вынужденной поддержкой неэффективныхпредприятий и их управленческих трансформаций.
- Мы год назад говорили про бич отечественной промышленности в видерасчетно-калькуляционных материалов (РКМ) Минобороны, который убиваетадекватное ценообразование. Что сделано, чтобы эту беду уничтожить?
- Очень подходящее слово "уничтожить". Это – мояличная позиция по РКМ и системе ценообразования, которую он определяет.Уничтожение РКМ связано напрямую с изменением законодательства. Об этом СтепанТимофеевич Полторак прямо заявил на одном из заседаний правительства. Безизменений закона мы не изменим подход в открытости закупок.
Важнейшая задача – принятие нового Закона "ПроГосударственный оборонный заказ". Концерн разработал его вместе с НАКО,экспертами и передал на рассмотрение в правительство. Замечания и предложенияпредложил парламентский комитет по национальной безопасности и обороне. Когдазакон будет принят– открытый вопрос.
- Какие еще требуются законы, чтобы сформировать новуюповестку дня в отрасли?
- Нужны в целом три закона. Первый – Про ГОЗ, второй – происключение некоторых предприятий из списка запрещенных к приватизации. И третийзакон, который нами разработан и передан – "О порядке перевода ГП вакционерное предприятие". В случае их принятия мы сдвинем ситуацию с местаи обеспечим развитие.
Юрий Бутусов